маркировка | нововведения | 3 минуты | 14.06.24
Товарный знак
для маркетплейсов
При торговле на маркетплейсах продавцы из всех регионов начинают конкурировать между собой и один из основных инструментов защиты интеллектуальной собственности — товарные знаки. Правила площадок различаются, но суть одна — при нарушении закона штраф доходит до нескольких миллионов рублей. Онлайн Патент рассказывает, когда товарный знак на маркетплейсах нужен производителю или перекупщику и что учесть при его оформлении.
Зачем нужен товарный знак на маркетплейсе

До лета 2023 года товарный знак в России могли регистрировать только ИП и юридические лица. Но сейчас это может сделать и физическое лицо при наличии статуса самозанятого. Это не могло не сказаться на правилах торговли на интернет-площадках.
Обычно маркетплейсы не позволяют выставлять товар, если вы не можете предъявить права на торговую марку. Но это не всегда так, к тому же есть способы обойти требование. Например, предоставить заявку на регистрацию бренда, а не само свидетельство. Однако вот что стоит знать как перекупщикам, так и тем, кто размещает оригинальные товары.

Товарный знак при перепродаже
Допустим, вы покупаете товар у производителя и размещаете его на маркетплейсе. Или не у производителя, а у другого перекупщика, но тоже занимаетесь реализацией через маркетплейс. Тогда по закону вы не должны обладать правом на товарный знак того бренда, продукцию которого вы реализуете (см. статью 1487 ГК РФ). Единственное, в чем вам нужно удостовериться — что продукция действительно оригинальная.

Перепродавать оригинальную продукцию без свидетельства

на товарный знак можно, производить — нет.


То есть, если вы купили товар по официальному договору у оригинального производителя, то можете его спокойно реализовывать. Но если товар окажется поддельным (вы купили его у производителя без свидетельства на нужную торговую марку) — со стороны закона вы реализуете контрафактную продукцию со всеми последствиями (см. статью 1250 ГК РФ). Значит, главное — отслеживать всю цепочку поставок и проверять, есть ли у изначального поставщика право на тот бренд, продукцию которого вы продаете.

Особенность маркетплейсов. Если производитель сам задумывается создать бренд на маркетплейсе, он вряд ли захочет конкуренции с перекупщиками. Запрещать продавать оптом свои товары он может разными способами, но в рамках маркетплейсов достаточно прав на товарный знак. Производитель просто подает жалобу на ваши объявления и почти точно площадка их скроет, а то и заблокирует личный кабинет с выставлением штрафа за нарушение внутренних правил.

Итак, даже если в обычных условиях вы можете заниматься сбытом оригинального товара, для торговли на Ozon, WB и т. п. лучше получить разрешение на использование товарного знака на маркетплейсе.

Товарный знак для производителя оригинальных товаров
Если вы производите оригинальную продукцию, то необходимость в товарном знаке есть в целом, а вместе с особенностью работы маркетплейсов поводов становится ещё больше:
  1. Он позволит вам получать дополнительную прибыль, если передать право или полностью продать товарный знак.
  2. Вы сможете получать компенсации, если кто-то начнет производить товары, прикрываясь вашим брендом.
  3. Вы будете уверены, что никто не зарегистрирует ваш или просто похожий на ваш бренд на себя и подаст жалобу уже на вас.
  4. Проще нарабатывать репутацию. Свидетельство или лицензия на использование товарного знака дает возможность получить «галочку» о том, что вы продаете подлинный заявленный товар. Это повышает доверие клиентов, количество покупок, отзывов и т. д.
  5. Можно пользоваться дополнительными программами поддержки продавцов от маркетплейсов. Например, часто предлагают помощь в отслеживании поступлений на сайт контрафактной продукции.
  6. Проще давать рекламу своих товаров на маркетплейсе и других ресурсах.
Так или иначе товарный знак на маркетплейсах позволяет чувствовать себя увереннее и без лишних рисков развивать своё дело.

Использование товарного знака

Прежде чем принимать любое решение о продаже того или иного товара на маркетплейсе, нужно узнать, а зарегистрирован ли вообще интересующий вас или похожий бренд. От этого зависит, можно ли зарегистрировать его на себя или же наоборот — кто-то уже может подать на вас иск. Провести проверку можно через онлайн-поиск.

Что грозит за использование чужого бренда
Если использовать чужой товарный знак, осознанно или нет, владелец этого бренда может подать на вас в суд, последствия будут на разных уровнях:

Блокировка товаров и личного кабинета. Скорее всего ваши товары сразу перестанут отображаться до разрешения спора. Если вы использовали товарный знак в названии — его придется оперативно сменить. Если не выполнить требования, ваш личный кабинет с высокой степенью вероятности заблокируют без права на восстановление.

Штрафы от маркетплейса. Обычно площадки включают в договор с продавцами пункт об ответственности за соблюдение чужих интеллектуальных прав. За нарушение этого правила предусмотрен штраф, который с вас могут и взыскать.

Компенсация владельцу товарного знака. Правообладатель бренда может подать в суд и потребовать компенсацию ущерба, нанесенного продавцом контрафакта. Это может быть штраф от 10 тыс. до 5 млн. рублей.

Компенсация маркетплейсу. Изначально правообладатель будет судиться не с нарушителем, а с маркетплейсом. А вот сам маркетплейс, в рамках заключенного с продавцом договора, подаст на него в суд с требованием возместить не только штраф, но и судебные издержки
и т. д.

Продавец оказывается в очень невыгодном положении. Маркетплейс по сути не очень заинтересован в том, чтобы снизить завышенную сумму компенсации — он после просто всё взыскает с продавца через суд. При этом правообладатель может потребовать вообще любую сумму в пределах 5 млн. рублей, не предоставляя подтверждении ущерба. Это бывает очень редко, но тем не менее.

Солидарная ответственность. Иногда ответчиками становятся одновременно маркетплейс и продавец, тогда суд изначально принимает решение о выплате одной суммы компенсации на двоих. Но это не значит, что после этого площадка не запросит свою компенсацию ущерба у продавца.

Где еще нужен товарный знак
Если у вас есть свидетельство на торговую марку, то оно поможет вам и в других ситуациях, не только при торговле онлайн. Например, его можно использовать в сервисе «Честный знак», который становится обязательным для все большего перечня продукции. Пока что для этого товарный знак не обязателен, но во многом это зависит от типа товара и вашего места в цепочке поставок.
Также товарный знак можно внести в ТРОИС — таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это затруднит ввоз контрафактной продукции из-за рубежа.

Требования маркетплейсов по товарным знакам

Итак, ответственность за нарушение товарного знака на маркетплейсе несет сначала сама площадка, а потом уже взыскивает компенсацию с продавца. Этого может и не случиться — например, если продавец в итоге подал на банкротство. Поэтому о правах на товарный знак Озон, ВБ и другие площадки заботятся очень тщательно и все чаще запрашивают свидетельство о регистрации товарного знака изначально.

Для WB
Правила, касающиеся товарных знаков для Вайлдберриз, прописаны в весьма подробной оферте. По той схеме, что у ВБ, работают почти все маркетплейсы. В тексте отмечено:
  1. Запрет размещать информацию, прав на которую у продавца нет (включая изображения и другие объекты интеллектуального и авторского права). За нарушение — блокировка карточек товаров и штрафы.
  2. Полная ответственность продавца за указанные характеристики товара (включая всю информацию) и соблюдение законов РФ.
  3. Функционирование сервиса «Цифровой Арбитраж» для разрешения споров между правообладателями и продавцами. При поступлении обращения от правообладателя ответить нужно в течение 10 дней.
  4. Необходимость предоставить любые документы в течение 3 дней после такого запроса, включая документы относительно торговой марки.
  5. Подтверждение продавцом того, что он уполномочен передавать частичное право использования своего товарного знака Вайлдберриз (для отображения на сайте и рекламы).
То есть, необходимость предоставить свидетельство на товарный знак сразу не прописана, но нужно по первому запросу отправить его в течение трёх дней, а если возникнут проблемы — покрыть весь ущерб. У Вайлдберриз сложная и часто меняющаяся система штрафов, но в основном проблемы с товарным знаком только по штрафам обойдутся не меньше, чем в 100 тыс. рублей.

Документы. В оферте отмечено, что подтвердить отсутствие нарушения исключительных прав можно через:

  • свидетельство о регистрации товарного знака;
  • лицензионный или дистрибьюторский договор;
  • согласие правообладателя на использование товарного знака.

Также ВБ принимает документы, которые подтверждают исключительные права на объект интеллектуальной собственности, в том числе введение в гражданский оборот.

Однако, могут возникнуть и проблемы с изменением правил, касающихся предоставления документов. В настоящий момент ВБ подтверждает оригинальность товара только в том случае, если знак зарегистрирован для товарных классов с 1 по 34. Свидетельства с 35 по 45 классы МКТУ не принимаются.
Для Озон
В целом, политика Озон практически аналогична политике ВБ в ключевых аспектах. Но есть отдельная система продажи брендов на маркетплейсе — личный кабинет. Это дает возможность следить за всеми своими дистрибьюторами в пределах платформы. Для его открытия нужно обязательно предоставить документы, подтверждающие права на бренд.
Обычным продавцам формально товарный знак не нужен, согласно оферте. Но заявлено, что без прав на него, нельзя торговать брендами из определенного списка.
Информация со страницы, где должен быть список брендов, которыми нельзя торговать без разрешения.
В целом указано, что такие бренды — это все товарные знаки получившие защиту на территории РФ или других стран сбыта.

Документы. Маркетплейс также может в любой момент запросить документы, подтверждающие права на бренд, и их нужно представить в течение 3 дней. Это может быть:
  • свидетельство на товарный знак;
  • лицензионный договор;
  • договор на дистрибуцию;
  • письмо-разрешение на продажу товара в РФ от правообладателя;
  • чек на товар, подтверждающий приобретение товара у официального дистрибьютора;
  • иные документы.
Таким образом, Озон дает большие возможности официальным перекупщикам. Но при обнаружении нарушений также оштрафует продавца на 100-150 тыс. рублей с возмещением всего ущерба.

Для Яндекс.Маркета
Яндекс.Маркет устроен немного по-другому, на нем юридически продавцом остается тот, кто разместил товар. Тем не менее, в оферте отмечено, что если Яндексу будут предъявлены претензии или иски, продавец должен «предпринять все необходимые усилия в целях содействия Яндексу в урегулировании». Обязанность возместить весь ущерб также указана, отдельно отмечено это обязательство в сфере интеллектуальной собственности.
Документы. В данном случае права на товарный знак для маркетплейса могут запросить еще при регистрации. Принимают свидетельство, лицензионный договор или договор дистрибьюции.
Как бороться с конкурентами, которые используют ваш товарный знак

Если у вас есть свидетельство на товарный знак, то, как уже говорилось выше, вы можете взыскать с нарушителя серьезную сумму. Если нарушитель будет активно защищаться, то суд может снизить запрошенную вами компенсацию в несколько раз. Например, в этом деле было заброшено 4 млн. рублей, но суд постановил взыскать всего 200 тыс. Помогло то, что большая часть контрафакта поставлялась в Республику Беларусь, а там бренд зарегистрирован не был.
При этом учитывайте, что другой предприниматель должен использовать товарный знак на товары того же класса МКТУ, на которые распространяется ваше обозначение. То есть, если у вас бренд одежды, то подавать в суд на булочную за то же обозначение будет попросту бессмысленно.
Если нарушение серьезное, то напишите письмо-претензию в маркетплейс. Возможно, вам предложат выгодное урегулирование в досудебном порядке. Если нет, обращайтесь в суд. Там вы сможете взыскать и компенсацию, и затраты на юристов.
Пример. В этом деле штраф составил 480 тыс. рублей за контрафакт и более 88 тыс. — возмещение расходов.

Можно ли выйти на маркетплейсы без регистрации товарного знака

Получение свидетельства на товарный знак для Озона или другой площадки может занимать больше года, если проводить самостоятельную регистрацию. При этом маркетплейсы могут потребовать готовый охранный документ сразу при регистрации. Уровень риска зависит от того, есть ли используемый вами или похожий логотип среди уже зарегистрированных торговых марок. Проверить это можно через поиск по товарным знакам от Онлайн Патента.
В таком случае есть два варианта:
Получить разрешение на использование. Вместо свидетельства обычно можно приложить другой документ — разрешение на использование бренда от его владельца. Оно должно быть письменным или подписанным КЭП, заверенным.
Купить бренд или получить лицензию на его использование. Через договор франшизы, отчуждения или лицензионный договор можно купить товарный знак или получить право пользования. Стоимость устанавливает продавец, она может быть любой.

Как можно зарегистрировать товарный знак

Полный процесс регистрации состоит из следующих этапов:
  1. Подготовка и подача заявки.
  2. Оплата пошлины за формальную проверку.
  3. Проверка документов (около 5 дней).
  4. Оплата пошлины за проверку по существу.
  5. Проверка самого товарного знака.
  6. Правки или уточнения от Роспатента, на которые нужно быстро и грамотно отвечать.
  7. Возможно, получение одобрения.
  8. Оплата пошлин за регистрацию товарного знака.
  9. Выдача электронного свидетельства. Ваш бренд официально зарегистрирован.
Если обратиться в Онлайн Патент, то достаточно предоставить само обозначение вашего бренда и данные о правообладателе, а потом просто дождаться готового свидетельства. Зарегистрировать ваш бренд там проще, дешевле и быстрее.
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Оставьте заявку на консультацию по маркировке в «Честном знаке»
Оставляйте свои данные, наш менеджер свяжется с вами и ответит на все ваши вопросы!